Лия Ахеджакова: биография, личная жизнь, дети, фото

Интересные факты

Будущая звезда советского и российского кинематографа родилась в 1938 году в городе Днепропетровске. Лия Ахеджакова национальностью отличается редкой, она – адыгейка. Ее судьба была в какой-то мере предопределена. Родители Лии Ахеджаковой были актерами, и с младенческих лет девочка вкушала творческую атмосферу, любовь к театральным подмосткам.

Маленькая Лия оставалась на попечении бабушек и дедушек, когда ее мать отправилась работать в Майкоп. Именно там женщина и познакомилась со своим будущим мужем – Меджидом Ахеджаковым. Вскоре влюбленные поженились и приняли решение забрать девочку к себе, чтобы строить полноценную семью. Лие тогда было всего четыре года. С тех пор она почти все время проводила за кулисами театра и, конечно, с самых ранних лет мечтала стать актрисой, как и ее родители.

C 1961-го года она становится актрисой московского ТЮЗа. Это не самый радужный период в биографии и личной жизни Лии Ахеджаковой, и на фото тех лет можно уже заметить, что достающиеся ей роли из амплуа травести – это совсем не её уровень.  Хотя дети её боготворили и обожали спектакли с её участием. Наиболее значимые роли в ТЮЗе сыграны Ахеджаковой в спектаклях:

  • «Три поросёнка»
  • «Любовь к трём апельсинам»
  • «Мой брат играет на кларнете»
  • «Убить пересмешника» и других.

Актриса театра и кино — Лия Ахеджакова

В 1977-м году, уже имея за плечами известность по ролям в кино, Ахеджакова получает приглашение в театр «Современник». Наконец-то актёрские звёзды сложились для неё правильно: её заметили большие театральные режиссёры, ей достаются глубокие серьёзные роли, и она может показать свой талант во всём его блеске.

В спектакле Виктюка «Квартира Коломбины» она предстаёт перед зрителем сразу в четырёх совершенно разных ипостасях, и прекрасно справляется с задачей.

Лия Ахеджакова в спектакле «Селестина»

Это было время, когда драматурги начали писать роли специально «под Ахеджакову».  За сорок один год работы в театре Ахеджакова сыграла поистине звёздные роли. Особенный успех ждал её в постановках:

  • «Из записок Лопатина»
  • «Мелкий бес»
  • «Вечно живые»
  • «Адский сад»
  • «Селестина»
  • «Персидская сирень» (Частная антреприза Н. Коляды)

Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов в спектакле «Персидская сирень»

Есть некоторые факты из жизни Лии Ахеджаковой, не так хорошо известные широкой публике. Мы собрали некоторые из них:

  • Самая экзотичная роль, которую предлагали сыграть Ахеджаковой – роль ржавчины в одном из спектаклей ТЮЗа.
  • На сцене ТЮЗа Ахеджакова подружилась с Инной Чуриковой.
  • Ахеджакова фанатично любит кошек.
  • Однажды Гафт написал эпиграмму: «Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково». Она так обиделась, что ему пришлось дописать ещё две строки: «Великолепно, в самом деле, всегда играет на пределе!»

Лия Ахеджакова

После института Лия почти 16 лет проработала в театре юного зрителя. Конечно же, как и любой молодой девушке, ей хотелось играть Джульетту или Золушку. Но Ахеджаковой почему-то всё чаще предлагали роли поросёнка Ниф-Нифа или птичек, козочки, дерева или вообще куриной ножки от избушки Бабы-Яги. На тот момент её любимой ролью стал ослик Иа. Она так устала от ролей животных, что когда ей предлагали играть Бабу-Ягу или ведьму, то радовалась и непременно соглашалась.

Лия Ахеджакова: биография, личная жизнь, дети, фото

В 1977 году Лия перешла работать в театр «Современник», где продолжает выходить на сцену до сих пор. На её счету множество ярких ролей:

  • актриса «Из записок Лопатина»;
  • Фонсия Дорси в «Игре в джин»;
  • старуха из «Эшелона»;
  • миссис Форд из «Виндзорских насмешниц»;
  • Челеста в «Адском саду»;
  • Аносова в «Вечно живых»;
  • Варвара из «Мелкого беса»;
  • Рахель в «Трудных людях».

В постановке Романа Виктюка «Квартира Коломбины» Лия сыграла сразу четыре роли – Свету, Коломбину, Ау и Галю. Она была безумно счастлива тогда за то, что ей доверили играть сразу несколько главных героинь. Но в этот период тяжело заболела мама, а когда она умерла от рака, Лия Меджидовна находилась на сцене. Она не смогла быть рядом с самым дорогим человеком в последние минуты земной жизни, таковой оказалась расплата за триумф актрисы.

За свои достижения на театральном поприще Лия Ахеджакова дважды получала «Звезду театрала» в 2008 и 2013 годах.

Отец Ахеджаковой, Меджид, появился на свет в крестьянской семье в адыгейском ауле Псейтук. Поэтому многие считают, что адыгейкой является Лия Ахеджакова. Национальность ее, однако, установить можно лишь наполовину. Точно известно, что мать ее — русская, родом из Днепропетровска. По крайней мере, наполовину является русской и Лия Ахеджакова.

Национальность отца точно не установлена, поскольку неизвестно, кем он был. Меджид стал для девочки отчимом. Однако Лия Ахеджакова (национальность которой порой ошибочно определяют, основываясь на том, что отцом ее является Меджид) всегда относилась к нему как к родному. Представим несколько фактов из биографии этого человека.

Родители Лии не желали ей такой судьбы, как у них. Для нее они мечтали о чем-то основательном, надежном — биолог, инженер, врач. Темой для отдельного разговора является послевоенный майкопский театр. Лия Меджидовна вспоминает, что следовало «пропахать весь Краснодарский край», для того чтобы «сделать план». Безногие послевоенные зрители очень любили постановки про «красивую жизнь».

Часто болела мать девушки. Лия Ахеджакова, фото которой представлено ниже, вспоминала о том, как просыпалась по ночам и прислушивалась, дышит ли она. Ее с детства преследовал страх потери мамы.

Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в 2012-м, в январе, не стало Меджида. Он умер на 98-м году жизни, совсем потерял зрение в последние годы. Дочь взяла на себя заботы о нем. После смерти его уникальный архив, который был посвящен культуре Адыгеи, передали по воле покойного в национальную библиотеку в Майкопе.

Разбирая документы и книги, работники обнаружили свидетельство о рождении Лии с настоящей ее фамилией. Они сразу же отдали этот документ актрисе. Сама она данную информацию не разглашает. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой остается до сих пор невыясненной. Мы по-прежнему можем лишь делать предположения, основанные на немногочисленных источниках.

Биография Лии Ахеджаковой, национальность ее, личная жизнь — обо всем этом можно говорить очень долго. В паспорте РФ указано лишь гражданство, тогда как в паспорте СССР была графа «национальность». Ахеджакова Лия Меджидовна — гражданка РФ. Это точно установлено. И мы можем гордиться нашей соотечественницей.

В 2013 году Лия Меджидовна отметила свое 75-летие. Продолжается биография Лии Ахеджаковой. Национальность ее, как и жизнь, обрастает многочисленными слухами. Но такова участь всех известных людей.

Меджид Ахеджаков

Молодость Меджида приходилась на довоенные годы. В то время в стране поднимали культурный уровень населения — в селах, поселках и городах на учебу отправляли талантливую молодежь. Так в адыгейскую студию ГИТИСа попал Меджид Ахеджаков. Он узнал о войне в день сдачи выпускной работы. У Меджида была, как и у многих деятелей искусства, бронь, поэтому он не попал на фронт. Меджид вернулся из Москвы в Майкоп, где играл в одном из театров. А когда немцы в 1942 году подошли к городу, отправился в Минусинск.

Лия Ахеджакова: биография, личная жизнь, дети, фото

Здесь он познакомился с Юлией Александровной, своей будущей женой. Нуриет Схакумидова, актриса, работавшая в Адыгейском драматическом театре, рассказывает, что Юля приехала из Днепропетровска, где работала актрисой. В этом же городе находилась Лия Ахеджакова, национальность которой мы пытаемся определить, ее дочка, которую удочерил Меджид.

Великая актриса — Лия Ахеджакова. Биография, семья, дети — все это сегодня обсуждается многими ее поклонниками. Удовлетворим их интерес и расскажем немного о личной жизни Лии Меджидовны. Трижды была замужем эта актриса. Валерий Носик стал первым ее мужем. С ним актриса познакомилась в ТЮЗе. Однако семейная жизнь этой пары не сложилась из-за того, что Валерий увлекся другой актрисой. В результате чего пара Лия Ахеджакова и Валерий Носик распалась. Актриса, уходя, оставила квартиру бывшему мужу.

Через некоторое время вторым браком была отмечена у такой выдащейся актрисы, как Лия Ахеджакова, биография. Мужем ее стал Борис Кочейшвили, художник. У Лии Ахеджаковой характер железный. Возможно, поэтому недолгим оказался и второй брак. Борису было не по душе лидерство супруги, ее попытки влиять на его жизнь.

Лия Ахеджакова познакомилась на одной из вечеринок с фотографом из Москвы. Он стал ее третьим супругом. С Владимиром Персияниновым актриса расписалась, когда ей было уже 63 года (в 2001 году). Пара тщательно скрывала свадьбу, в известность поставив лишь самых близких друзей. Несмотря на то что муж несколько младше Лии, она почувствовала себя именно с ним по-настоящему семейным человеком.

Несмотря на то что актриса была замужем трижды, у нее нет детей. Сегодня проживает вместе с мужем в Москве, где ведет общественную деятельность и работает, Лия Ахеджакова. Биография, дети, национальность — обо всем этом мы уже рассказали.

Добавим еще несколько деталей, которые могут заинтересовать читателя. Неоднократно во многих интервью Лия Меджидовна отзывалась критически о правительстве Путина, выступала также за демократические перемены в нашей стране.

Студенческие годы

Однако когда встал вопрос о выборе профессии, то все, в особенности отчим, воспротивились тому, чтобы девушка шла поступать в театральный. Они прочили ей иную судьбу, с прочной платформой под ногами и надежной стезей. Лия Меджидовна Ахеджакова не посмела идти против родительской воли и, уехав в Москву, поступила в Институт цветных металлов.

Однако ее не так увлекали драгметаллы, сколько занятия в театральном кружке. Проучившись в институте год с небольшим, девушка все-таки решилась забрать документы, чтобы, наконец, осуществить свою мечту. Лия Ахеджакова (по национальности адыгейка, как уже было указано) поступает в ГИТИС, успешно его оканчивает и распределяется не куда-нибудь, а в Московский ТЮЗ. Амплуа – травести.

Востребованная актриса

Лия Ахеджакова: биография, личная жизнь, дети, фото

Впрочем, сотрудничать с ТЮЗом щуплая, невысокая девушка, с мальчишеской фигурой начала, еще будучи студенткой театрального института. Свою первую роль, и совсем не второго плана, она сыграла в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество!». С тех пор роли посыпались на будущую актрису, как из рога изобилия. Она исполняла их с неизменным успехом.

Когда Ахеджакова решила, что в театре юного зрителя она сделала все, что могла, она ушла в «Современник», где служит по сей день. Из ее ранних работ особняком стоит сложный для актрисы спектакль «Квартира Коломбины», где она, по замыслу Романа Виктюка, сыграла аж четыре роли! И все главные! Представьте, каким талантом и смелостью нужно обладать, чтобы справиться с такой нагрузкой.

Поступление в ГИТИС

Однако очень рано у этой неловкой девочки появилась внутренняя сила. Упорство и вера в себя помогли Ахеджаковой стать актрисой. Когда она обходила в 17 лет московские студии, интересуясь, не нуждаются ли они в актрисах, ей советовали выбрать другую профессию. Лии посочувствовали в приемной комиссии театрального вуза, сказав о том, что она девочка талантливая, однако не нужно себе портить жизнь.

Первые шаги в кино

Оставаясь преданной своему театру, Лия Ахеджакова, биография которой содержит много интересных фактов, охотно принимала предложения из других театров и киностудий. В конце шестидесятых годов на экраны вышла первая картина с участием Ахеджаковой, называлась она «Возвращение». Там актриса предстала в привычном для себя амплуа, сыграв мальчика.

В 1973 году на широкие экраны выходит еще один фильм с участием актрисы «Ищу человека», где ее героиня Аллочка Кузнецова ищет мать, которую она потеряла во время войны. Крохотная роль, которую так пронзительно сыграла молодая актриса, получила большое признание и заслуженный приз на VIII Международном смотре фильмов в Болгарии за лучшее исполнение женской роли. Второй приз за эту же картину был вручен на Международном кинофестивале в Италии.

Кинокарьера Лии поначалу складывалась из эпизодических ролей. Но когда актрисе было уже около 40 лет, к ней пришла всенародная любовь и слава, благодаря талантливому комедийному режиссёру Эльдару Рязанову.

Первой ролью, которую Лия сыграла у Рязанова, была подружка Нади Шевелёвой в любимой всей страной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Как говорил сам Рязанов, потом ему было стыдно перед Ахеджаковой. Он сначала считал, что доверил ей эпизодическую роль. Но когда начал работать с актрисой на съёмочной площадке, то понял всю величину её таланта и решил, что это она осчастливила его согласием сниматься в эпизоде.

Лия так исполнила маленькую роль учительницы Тани, что сделала её потрясающей. Зритель с первых же мгновений видит, что это училка-идеалистка с не совсем удачно сложившейся судьбой, всю жизнь свою она посвящает ученикам. Обратите внимание, если будете в очередной раз просматривать фильм, когда целуются главные герои, а Ахеджакова с Талызиной на цыпочках пятятся к двери, какой Лия сыграла пронзительный взгляд – в нём и радость за подругу и зависть, что в её жизни таких поцелуев, наверное, не будет никогда.

Через тридцать лет режиссёр Тимур Бекмамбетов снимал продолжение «Иронии судьбы», Ахеджакову уговаривали принять участие в съёмках, но она отказалась наотрез, считая, что из такой затеи не может получиться ничего хорошего. Она сказала, что не хочет выглядеть жалкой и старой.

После «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов много снимал Ахеджакову в своих картинах. Обожаемая всей страной секретарша Верочка в фильме «Служебный роман». Помните? «Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши. Оклад у неё секретарский, а наряды сплошь заграничные. Как ей это удаётся?» А вот как удавалось Лие Ахеджаковой так точно и тонко попадать в каждый создаваемый на экране образ? Это, конечно же, талант.

Потом была следующая картина Рязанова «Гараж», где роль уже специально писалась под Лию Ахеджакову. Нищенка Фима, сыгранная актрисой в рязановской трагикомедии «Небеса обетованные», удостоила её премии «Ника». Вторую такую награду Лия Меджидовна получила за фильм «Изображая жертву».

Без героинь Лии Ахеджаковой невозможно представить себе такие известные фильмы, как:

  • «Москва слезам не верит»;
  • «О бедном гусаре замолвите слово»;
  • «По секрету всему свету»;
  • «Сукины дети»;
  • «Мордашка»;
  • «Московские каникулы»;
  • «Старые клячи»;
  • «Книга мастеров»;
  • «Мамы».

На протяжении 30 лет помимо кино и театра Лия Меджидовна занималась озвучиванием детских мультфильмов.

Слава

А ровно через два года в прокате появляется двухсерийный художественный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Ахеджакова играет роль подруги Нади. И делает это так виртуозно, что запоминается зрителям ничуть не меньше, чем главные героини — красавицы Галя и Надя. Созданный ею яркий образ любопытной учительницы, с надетой набок пятнистой шапкой и распевающей «Вагончики» раз и навсегда завоевал сердца советских любителей кино, каждый год 31 декабря с большим удовольствием пересматривающих эту картину. Невозможно себе представить празднование Нового года без «Иронии судьбы» и салата оливье.

Еще через четыре года на экраны выходит великолепный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», где Лия Ахеджакова играет роль секретарши Калугиной, как ее все ласково называют, Верочки. Верочка хорошо разбирается в моде, щеголяет в импортных нарядах и вполне может любого научить, как стильно одеваться и привлекательно выглядеть.

В 1979 году в прокат выходят сразу две ставшие популярными картины: «Гараж» Рязанова и «Москва слезам не верит» Меньшова. Диалоги героев этих сразу же полюбившихся советским зрителям картин разбираются на цитаты, а Лия Ахеджакова демонстрирует блестящую игру в обоих фильмах.

В творческой биографии Ахеджаковой почти нет перерывов. В 1981 году – 6 фильмов с ее участием, в 83-м, 84-м и 86-м – по 3, в 2007 году – 5! Последняя ее роль в фильме «Кроткая» датируется 2017 годом.

Работа актрисы в 90-х

В начале 90-х, когда кино практически не снималось, Рязанов выпускает драму «Небеса обетованные». Среди прочих любимых артистов он приглашает сниматься и Ахеджакову. Результат этой работы – приз «Ника» за роль второго плана. К числу наиболее заметных работ в кино того же периода в творчестве актрисы можно отнести фильмы «Любовь-морковь 3», «Старые клячи», «Изображая жертву», который принес актрисе вторую «Нику».

Лия по окончании курса работала в 1960-1970 годах в Московском ТЮЗе. Внешне неприметный облик актрисы ставил, казалось, непреодолимые препятствия: непрактичная, неловкая, неуклюжая, зато упрямая… Вдобавок ко всему стремящаяся во всем и всегда преуспевать (Лия с золотой медалью окончила школу). Она знала, приехав в Москву, что придется завоевывать свое место под солнцем. Этому нужно было, как и многому другому, учиться с нуля.

Начинала как актриса-травести в ТЮЗе Лия Ахеджакова. Биография ее отмечена следующими наиболее удачными ролями этого периода: ослик Иа-Иа (по произведению А. Милна «Винни-Пух и его друзья»), Тараска Бобунов (по Л. Кассилю, пьеса «Будьте готовы, Ваше Высочество!»), Женька (А. Алексин, «Мой брат играет на кларнете»), Бабушка (Н. Думбадзе, «Я, бабушка, Илико и Илларион»), Пеппи (А. Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок») и др.

Проведенные в ТЮЗе годы, где она играла девочек, мальчиков, петухов, поросят и даже утюжка, Ахеджакова долго считала потерянным временем. Она уверена сегодня, что судьбу свою нужно принимать смиренно. Когда настала пора попрощаться с ТЮЗом, актриса решительно и бесповоротно ушла из театра.

Карьера Лии Ахеджаковой примечательна тем, что она, в отличие от множества других актеров времен СССР, продолжила сниматься часто в кино и после распада Советского Союза. В 1992 году она получила премию «Ника» за роль второго плана в «Небесах обетованных». После этой работы актриса приняла участие в съемках более чем тридцати кинолент.

Последней на сегодняшний день картиной, в которой снялась Ахеджакова, является комедия «Мамы». Она удостоена за выдающийся вклад в искусство звания Народной артистки РФ.

«Современник»

Очень важное решение приняла Лия Ахеджакова. Биография ее после этого пошла по другому пути. Актриса направилась в «Современник», понимая, что необходимо начать все с чистого листа. Здесь Лия сидела долго без работы, считая, что никому не нужна. Однако, как ни странно, отчаяние, боль, неуверенность в себе иногда для творческой личности даже полезны. Неизвестно, из какого «сора» выросли «цветы» Лии Меджидовны.

Она считает своим учителем А.В. Эфроса, хотя на его курсе формально не училась. Он часто подвозил ее на машине и произносил за это время блистательные монологи, вслух проговаривал коллизии будущих постановок. Девушку восхищало то, как остро он все чувствовал и понимал, насколько сильно любил своих актеров, зная при этом недостатки каждого.

Неоспоримый успех

Критики отмечают великолепную работу актрисы в эпопее-реквиеме «Песня о Волге/Сталинградская битва» Резо Габриадзе, где она озвучила Матерь-Муравьиху. И нужносказать, оченьуспешно справилась с поставленной перед ней задачей. Спектакль получил премию «Золотая маска». Так что по силам этой хрупкой женщине оказались все без исключения задачи, которые ставили перед ней режиссеры.

Некогда другой великолепный актер Валентин Гафт написал на актрису эпиграмму, которая начинается словами: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова». Злопыхатели тут же, зацепившись за эти строки, начали обвинять актрису в однообразной манере игры, посредственности и т. д. Однако совсем не это имел в виду великий мастер слова.

Штамп положительного героя

В советские годы, когда она только начинала карьеру, существовал штамп так называемого положительного героя. Ахеджакова никак не вписывалась в этот канон. Героини ее похожи на нее саму. А Лия Меджидовна говорила, что не знает, к каким людям себя отнести — положительным или отрицательным. К тому же этот персонаж должен был иметь другие черты лица, другой рост, другой нос и даже, по всей видимости, другую национальность.

Лия Меджидовна — актриса, дискредитировавшая существовавший в то время героический штамп. Она была самобытна. Герои Ахеджаковой — это «девочки-старушки», не похожие ни на кого, единственные в своем роде. Они как будто вырваны наугад из очереди, с автобусной остановки, не имеют ничего общего ни с социальными героинями (например, Елизаветой Уваровой, мэром, которую сыграла блистательно Инна Чурикова в «Прошу слова»), ни с чарующими бабами из деревни, которых изображала Нонна Мордюкова. На экран и на сцену вместе с Ахеджаковой пришли героини, которые пытались не уступить жребию, а порой и переломить свою судьбу.

Основная особенность Ахеджаковой как актрисы — это умение изображать личное, частное, отклоняющееся от нормы. Она не играет, не прикидывается, а на самом деле является уязвленным «инородцем». Не просто трагикомической или комической актрисой стала Ахеджакова, а трагедийной.

Лия Ахеджакова: личная жизнь

Одной из первых ее киноролей была роль Аллочки в фильме «Ищу человека» М. Богина. Лишь на 3-4 минуты актриса мелькнула на экране. Однако для тех, кто смотрел фильм, они стали незабываемыми. Можно разбудить любого прохожего ночью, и он вспомнит в эпизодах «Служебного романа» и «Иронии судьбы» Лию Ахеджакову, в которых она сыграла секретаршу Верочку и учительницу Таню.

В любом незначительном эпизоде эта актриса может зацепить зрителя своей игрой. В фильме Алексея Германа «20 дней без войны» в безымянной женщине, роль которой исполнила Лия, звучит тема человеческого достоинства, надежды, боли, эксклюзивности и уникальности личности.

Однако в сознании зрителей Лия Ахеджакова, фильмография которой весьма внушительна, была и остается актрисой, глубоко чувствующей смешное, которая может как бы невзначай, элегантно и легко рассмешить любого. Лия, кроме того, блистательный клоун. Хотя даже комедийность ее является нетипичной, поскольку читается за ней грустная ирония Лии Ахеджаковой.

Первым мужем Лии Ахеджаковой стал её партнёр по сцене ТЮЗа известный актёр Валерий Носик. Брак распался по банальным причинам: пристрастие Носика к алкоголю и романы на стороне. Расставание красивым не получилось: Ахеджакова ушла, можно сказать, в никуда, оставив экс-супругу двухкомнатную квартиру и всё имущество.

Первый муж Лии Ахеджаковой — Валерий Носик

Долгое время актёрская биография Лии Ахеджаковой развивалась по нарастающей, но в личной жизни царило затишье, пока не появился второй муж – художник-график, иллюстратор Борис Кочейшвили. Ахеджакова снова испила полную чашу всех прелестей жизни с творческой личностью.

Супруг, безусловно, был талантлив, но абсолютно непрактичен. Ахеджакова не только тянула на себе весь быт, но и выбивала мастерскую, организовывала выставки, ходила по инстанциям и т.д.

Борис Кочейшвили и Лия Ахеджакова

Более десяти лет в её жизни не было никого, но в 2001-м году, неожиданно для многих, когда ей было уже за шестьдесят, она вышла замуж в третий раз. Муж, Владимир Персиянинов – фотограф, работающий с различными московскими СМИ. Третий брак получился крепким и гармоничным, вот уже семнадцать лет супруги живут в любви и согласии.

Вот так неоднозначно в биографии Лии Ахеджаковой сложилась личная жизнь – и вроде бы счастье есть, но нет её фото с детьми.

Лия Ахеджакова с мужем — фотографом Владимиром Персияниновым

Первым супругом Лии стал актёр Валерий Носик, с которым она познакомилась во время работы в ТЮЗе. Ещё когда она только поступила в институт, родители уехали в Сибирь, чтобы заработать дочери на московскую квартиру. Потом она оставила и это жильё, и всё, что нажили с Носиком в браке, когда разводилась.

Второй брак тоже нельзя назвать удачным. Ахеджакова всё сделала для своего очередного супруга художника Бориса Кочейшвили, оббивала пороги чиновников, выпрашивая для него мастерскую, а потом выставку. Это Лия добилась, чтобы его картины поехали за границу и выставлялись в Голландии и Франции. Но такое лидерство супруги не понравилось Борису, пара рассталась, и Лия зареклась ещё раз выходить замуж.

Больше 10 лет она прожила одна. И только в возрасте 63 лет поняла, как это быть любимой женщиной.

Её третий муж – фоторепортёр Владимир Персиянинов. С ним она впервые в жизни почувствовала полную гармонию и мужскую защиту. Она точно уверена, что, придя домой после спектакля, сможет превратиться в обычную хрупкую женщину и просто быть счастливой. У супругов есть загородный дом, где в свободное время Лия любит копошиться в грядках, а по выходным к ним съезжаются друзья на посиделки.

Несмотря на свою, казалось бы, неброскую внешность, Лия Ахеджакова всегда пользовалась успехом у мужчин. Доказательством тому служит тот факт, что она трижды побывала замужем. Ее первым супругом стал коллега Валерий Носик, с которым она познакомилась, играя на одной сцене ТЮЗа. Однако в скором времени актриса начала подозревать супруга, избалованного вниманием женщин, в измене, и брак распался.

Личная жизнь Лии Ахеджаковой всегда держалась в тайне. Известно, что у актрисы было несколько мужей. Первый — актер театра и кино Валерий Носик. Семейная жизнь молодых людей была недолгой. Муж начал злоупотреблять спиртным, а позднее увлекся другой женщиной. Ахеджакова рассталась с Валерием, оставив ему свою московскую квартиру.

Следующие несколько лет актриса была замужем за Борисом Кочейшвили, художником. Этот брак тоже не принес счастья. Ахеджакова всячески помогала мужу в продвижении его картин. Став материально независимым от жены, Кочейшвили повел себя заносчиво и неблагодарно. Это привело к разрыву отношений.

Третьим мужем популярной актрисы стал небезызвестный столичный фотограф Владимир Персиянинов. Они поженились в 2001 году.

Женское счастье

Имеет ли сейчас семью Лия Ахеджакова? После второй неудачной попытки устроить личную жизнь она на десять лет вышла из игры. Своего третьего супруга, с которым живет душа в душу по сей день, Владимира Персиянинова, актриса встретила, будучи уже вполне зрелой дамой. Ей было за шестьдесят.

Лия и Владимир официально оформили свои отношения. Многих поклонников интересует, где живет Лия Ахеджакова. В светской жизни семейство предпочитает уединение на своей подмосковной даче. Хотя можно ли это назвать уединением, ведь за стенкой у Ахеджаковой живет ее верная, многолетняя подруга, тоже актриса, Алла Будницкая, которая великолепно готовит.

И когда за общим столом собирается вместе вся компания, она очень напоминает большую дружную семью. Впрочем, почти так оно и есть. Актрисы давно считают себя родственниками и близкими людьми. Ведь родной по крови человек может быть абсолютно чужим по своему духу и мировоззрению, а чужой, напротив, стать самым близким и родным существом.

Фильмография: фильмы с участием Лии Ахеджаковой в главной роли

Все помнят картину «Служебный роман» и секретаршу Верочку. Роль эта стала одной из наиболее ярких в карьере такой замечательной актрисы, как Лия Ахеджакова. Фильмография ее пополнилась этой работой в 1977 году. Казалось бы, это всего лишь секретарша одного скучного учреждения. Однако Рязановым, режиссером фильма, роль строилась специально под Лию Ахеджакову.

Вот Верочка прибегает на работу. Одетая по последней моде, складная, худенькая, уверенная в себе. Она в курсе новейших течений — моды, жизни и т.д. В статистическом учреждении Верочка отнюдь не чувствует себя винтиком или пешкой. Напротив, она ощущает себя главным консультантом в мире новых течений жизни.

Важные грани актрисы высветил этот образ. Типовое, «блочное» у нее становится подвижным, неожиданным, готовым обернуться в любое время изнаночной стороной. Смешное, уморительное в героине — не просто реакция на абсурд существования. Из тонкого понимания глубинных пластов бытия проистекает комедийность образа.

Ведь одно только человеческое и смешно и грустно само по себе. Верочка зрительские сердца «вербует» природным обаянием, тем, что она вся как на ладони. Кажется, что во времена, когда задокументировано было едва ли не все в жизни, она умела получать от нее удовольствие и искренне радоваться и своим талантом делиться щедро с окружающими людьми.

Фильмография Лии Ахеджаковой началась с маленькой роли в ленте «Возвращение». Она сыграла мальчика.

Лия Ахеджакова

Ахеджакову все чаще стали приглашать в кино. Зрителю полюбились фильмы, где снималась актриса: «Ирония судьбы или с лёгким паром!», «Двадцать дней без войны». Это были второстепенные роли, но сыграны так ярко, что запоминались навсегда. Подтверждением являются незабываемые образы в картинах «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Гараж».

Любовь зрителей и популярность Ахеджакова получила после картин Эльдара Рязанова. Режиссер раскрыл как комедийный, так и драматический талант актрисы. Зритель увидел это в трагикомедии «Небеса обетованные». Образ нищей интеллигентки принес Ахеджаковой премию «Ника 91».

Политические взгляды

Лия Ахеджакова, фильмография которой рассмотрена в статье, известна своими довольно резкими политическими взглядами. Давая интервью, она не раз критически отзывалась о политике действующей власти, а также выступала за демократические перемены в стране. Она также не однажды высказывалась против вмешательства России во внутренний конфликт в Украине, за что нажила себе немало врагов.

Лия Ахеджакова на своём опыте ощутила истинность поговорки «от любви до ненависти – один шаг». Народное обожание может легко превратиться в народный гнев и презрение, если вдруг публичная личность позволит себе придерживаться каких-то «не таких», «неправильных» политических взглядов.

Ахеджакова, между тем, в своей гражданской позиции всегда была последовательна. Полностью поддерживала либеральную политику Ельцина, отдавала голос на выборах за «СПС».  Она выступала в поддержку старого НТВ и против суда над Ходорковским.

Ахеджакова неоднократно высказывалась в поддержку протестных акций и митингующих, принимала участие в митинге на Болотной. Она осудила присоединение Крыма к России и не поддерживает политику России в отношении Украины.

Лия Ахеджакова: биография, личная жизнь, дети, фото

Можно сказать, что в своих политических взглядах она придерживается умеренно-правых, либеральных взглядов. Всегда осуждает проявление тоталитаризма и нарушение прав человека, выступает против коррупции и за свободу творчества.

Интересно: Алиса Фрейндлих: биография, личная жизнь, дети, смерть (фото)

Особенности героинь, сыгранных актрисой

Все героини этой актрисы немного смешные и нелепые. Вспомним Лию хотя бы в фильме Гинзбурга «Крутой маршрут», в марширующей колонне зэчек. Даже здесь она выбивается из общей массы! Лия и в арестантской робе — «красная строка» и «курсив». И так происходит в любом спектакле!

Талант Лии Меджидовны является демократичным в высшей степени, понятным каждому зрителю, а вместе с тем тонким и умным. Она как будто говорит от имени народа, мудра его мудростью. Ее комедийные персонажи глубже, шире того, что было указано в сценарии или пьесе. Однако большой, настоящий успех приходит к Лие тогда, когда она сама является соавтором своей роли. Так было в картине «Персидская сирень» (режиссер ее — Мильграм) или в фильме Волчек «Мы едем, едем, едем».

Героини этой актрисы — бедолаги, которые из одной неприятности попадают в другую. Однако любим мы их именно за то, что они несчастные, некрасивые, неловкие. Восторг наш на самом деле вызывает то, что они при неприспособленности и неумелости вдруг выживают, выстаивают и в итоге побеждают вопреки всему.

Ее Вера Семенихина из картины Л. Хейфеца «Восточная трибуна» — прожектерка и максималистка, мечтательница, которая при этом твердо стоит на ногах, работает санитаркой на скорой. Вера при внешней непритязательности — тонкий самобытный философ, стойкий человек. Битая жизнью, она остается рыцарем с кодексом чести.

Лишь усиливали стремление Лии Ахеджаковой стать героиней комедийный природный дар и внешность травести. Это рождало клоунскую эксцентрику. Маргарита Мостовая из спектакля 1987 года «Стена» — смешная, нелепая и неуклюжая эстрадная дива из провинции, которая чувствует себя едва ли не Эдит Пиаф. Конечно, это выглядит пародией, шаржем, карикатурой. Р. Виктюк, режиссер, довел способность Лии превращать невозможное в достоверное до цирковой кондиции.

Еще одна замечательная роль этой актрисы — Пульхерия Ивановна («Старосветская любовь»). В ней ощущается безоглядная самоотдача и жертвенность, она печется до самой смерти не о себе, а о своем суженом. За домовитостью и внешней несуразностью, за всем житейским скрывается талант человечности и мудрости, жар сердца и души.

Словно локатор, Ахеджакова улавливает токи окружающей жизни. Лия относится к числу редких актрис, которые на экран и на сцену привнесли тип чаплиновской героини, на авансцену выдвинули второстепенных людей. Лицо из массовки благодаря Ахеджаковой обрело убедительность и центростремительную силу.

В биографии Ахеджаковой настоящим прорывом после «Квартиры Коломбины» были роли в пьесах «Подсолнухи» (2002 год) и «Предупреждение малым кораблям» (постановка 1997 года). Персонажи, сыгранные ею (Клер и Леона Доусон), — истинно трагические и глубокие. И Клер, и Леона пережили многое и сумели отказаться почти от всего. Они стали выше житейских побед и поражений.

По-прежнему в строю

За выдающийся вклад в искусство актриса Лия Ахеджакова удостоена высокого звания «Народная артистка Российской Федерации». И эта награда вполне заслужена ею. В ее послужном списке почти 80 ролей в кино, не считая озвучивания. Как актриса Лия Ахеджакова не знала простоев, ей не приходилось подолгу мучиться в ожидании новых ролей, она достойно перенесла испытание славой и осталась любимой зрителями актрисой, самобытной и ни на кого не похожей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector