Стили общения в психологии, кратко

Литература Основная

  1. Андреева
    Г.М. Социальная психология. М., 1996.

  2. Бодалев
    А.А. Восприятие и понимание человека
    человеком. М.,1982.

  3. Жинкин
    Н.И. Речь как проводник информации.
    М.,1982.

  4. Каган
    М.С. Мир общения: проблема межсубъектных
    отношений. М., 1988.

  5. Куницына
    В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.
    Межличностное общение: Учебник для
    вузов. СПб., 2001.

  6. Лабунская
    В.А. Экспрессия человека: общение и
    межличностное отношение. Ростов н/Д,
    1999.

  7. Леонтьев
    А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

  8. Майерс
    Д. Социальная психология. СПб.: Питер,
    1977.

  9. Парыгин
    Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП,
    1999.

Дополнительная

  1. Агеев
    В.С. Механизмы социального восприятия
    //Психологический журнал. 1989. № 2. С.
    63-71.

  2. Андреева
    Т.В. Социальная психология семейных
    отношений. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998.

  3. Аронсон
    Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная
    психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

  4. Бодалев
    А.А. Личность и общение. М., 1983.

  5. Вацлавик
    П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология
    межличностных коммуникаций. СПб., 2000.

  6. Горелов
    Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980.

  7. Меграбян
    А. Психодиагностика невербального
    поведения. СПб, 2001.

  8. Межличностное
    общение: Хрестоматия. СПб., 2001.

  9. Обозов
    Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во
    Ленингр. ун-та, 1979.

  10. Парыгин
    Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие.
    – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

  11. Фернгем
    А., Хейвен П. Личность и социальное
    поведение./Гл. ред. В.В. Усманов; пер. с
    англ. Н. Малыгина.- СПб: ПИТЕР, 2001.

  12. Шибутани
    Т. Социальная психология. М.: Прогресс,
    1969.

  13. Чалдини
    Р. Психология влияния./Гл. ред. В.В.
    Усманов: Пер. с англ. Е.
    Волкова
    и
    др.
    4-е
    изд.,
    междунар.
    – СПб:
    Питер,
    2001.

Невербальная коммуникация

Невербальная
коммуникация
подразумевает передачу информации без
использования языка слов, отражая
психическое состояние человека и
выступая средством их выражения. Можно сказать, что
существует условное разделение функций
между вербальными и невербальными
средствами общения: по словесному каналу
передается «чистая» информация, а по
невербальному – отношение к партнеру
по общению.

Таким
образом, невербальное поведение

как
бы происходит без участия нашего

сознания,
отражая скрытые для непосредственного

наблюдения
индивидуально-психологические

и
социально-психологические характеристики

Стили общения в психологии, кратко

личности.
На его основе раскрывается внутренний

мир
личности, осуществляется формирование

психического
содержания общения и совместной
деятельности. Как правило, вербальное
поведение быстро приспосабливается к
изменяющимся обстоятельствам, тогда
как язык тела оказывается менее
пластичным. Человек в процессе своей
жизнедеятельности получает информацию
от внешнего и внутреннего мира посредством
анализаторных систем.

Полисенсорная
природа невербальной коммуникации
обеспечивает человеку восприятие
биологически и социально значимой
информации из внешнего
мира. Она же и выполняет функции контроля,
регуляции, информации, диагностики,
коррекции взаимодействия. Сочетание
речевых и неречевых компонентов зависит
от ситуации
общения (при этом учитываются отношения
между участниками, целивзаимодействия
и вид общения).

Барьеры в общении

Такая
ситуация является одной из ключевых
проблем коммуникации – проблемой
коммуникативных барьеров.

Коммуникативный
барьер –
это все то, что препятствует эффективной
коммуникации и блокирует ее.Многие склонны думать, что
переданное

сообщение
достигает своего адресата без

каких-либо
изменений, а в действительности

чаще
происходит не так: одни говорят одно,

а
другие их слушают и понимают совсем
иное.

Так,
порой то или иное неосторожное слово
или необдуманная фраза могут болезненно
задеть адресата коммуникации и вызвать
у него острую эмоциональную реакцию
возражения и противодействия. Такая
ситуация чаще всего превращается в
конфликтную ситуацию. Нередко коммуникатору
потом долго еще приходится убеждать
адресата коммуникации в том, что тот
его неправильно понял, что он не хотел
его обидеть, что имел в виду совсем не
то, о чем подумал получатель информации,
и т.д.

Процесс
передачи информации также может
сопровождаться помехами, в итоге
информация поступает к получателю в
искаженном виде. Это бывает, например,
когда устная информация проходит через
большое число лиц или иерархических
уровней организации. В устном сообщении
при каждой последующей передаче теряется
около 30% информации. И, наконец, человек,
которому адресована информация, может
просто ее неправильно интерпретировать.

Поэтому
барьерами в общении могут выступать:

  • факторы
    внешней физической среды: акустические
    помехи
    (шум
    в помещении, хлопанье дверей, звонки
    телефонов…), отвлекающая
    окружающая обстановка

    (хмурое небо или яркое солнце, цвет стен
    и т.д.), температурные
    условия

    (слишком высокая или слишком низкая
    температура), погодные
    условия

    (дождь, ветер и т.д.);

  • технические
    средства коммуникации: различные «шумы»
    (чаще всего они связаны с технологическими
    проблемами – плохая телефонная связь
    или помехи в радиоэфире, а также может
    присоединиться человеческий фактор –
    неправильное использование техники
    связи или неправильный выбор технического
    средства для передачи сообщения);

  • «человеческие»
    факторы – как барьер непонимания людьми
    друг друга. Соответственно их подразделяют
    на психофизиологические
    и
    социокультурные.
    Психофизиологические

    барьеры возникают при: 1) нарушении
    состояния сенсорных систем, т.е. органов
    чувств (например, заикание или картавость;
    афония или дисфония; глухота и т.д.); 2)
    при различных психических состояниях
    (например, нервная напряженность,
    индифферентность, безразличие, апатия
    либо замкнутость, повышенная
    впечатлительность, стыдливость).
    Социокультурные
    барьеры
    подразумевают принадлежность людей к
    различным группам или организациям –
    к семье, к государству, к расе, к полу,
    к возрасту, к профессии. Так, если
    взаимодействующие лица имеют разные
    социальные характеристики и разный
    социальный опыт (принадлежат разным
    семьям, государствам, расам, полам и
    т.д.), их взаимопонимание существенно
    осложняется. Кроме этого имеет значение
    еще и общность
    значений.

Общение
как восприятие людьми друг друга

социально-перцептивная
сторона общения)

Общение
с другими людьми может быть затруднено
из-за того, что мы редко воспринимаем
людей объективно. Понятно, что
взаимодействие невозможно без
взаимопонимания. Поэтому очень важным
является восприятие партнеров друг
другом по
общению.

Термин
«социальная
перцепция» или
социальное
восприятие
впервые был введен американским
психологом Дж.Брунером (1947 г.) в период
разработки программы психологических
исследований восприятия, получившей
название New
Look
(«Новый взгляд»). Назвав восприятие
«социальным», он обратил внимание на
то, что, несмотря на все индивидуальные
различия, существуют какие-то общие,
вырабатываемые в общении, в совместной
жизни социально-психологические
механизмы восприятия. Дж.

В«Перцепция»
или«восприятие»- это
целостный образ другого человека,
формируемый на основе оценки его
внешнего вида и поведения.отечественной науке проблему

социальной
перцепции первым начал

разрабатывать
А.А.Бодалев: «Восприятие

человека
человеком», 1965; «Формирование

Стили общения в психологии, кратко

первого
впечатления», 1966; «О восприятии

и
понимании человеком самого себя», 1968;
«Формирование понятия о человеке как
о личности», 1970; «Новые данные к проблеме
социальной перцепции», 1970; «Личность и
общение», 1979, 1983 и т. д.

Термин
«перцепция»
означает «восприятие».
В социальной психологии под восприятием
понимается целостный образ другого
человека, формируемый на основе оценки
его внешнего вида и поведения. Можно
сказать, что при общении присутствуют
как минимум два человека – субъект и
объект. Но в социальной психологии важен
и сам механизм межличностного восприятия.

Стоит отметить, что субъект, как правило,
непосредственно может оценить лишь
внешний облик людей, их поведение и
поступки, но ему же приходится еще и
понять, что представляют собой люди по
общению, и сделать заключение об их
способностях, намерениях, мыслях и т.д.
Так С.Л.Рубинштейн писал: «В повседневной
жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся
в их поведении, поскольку мы как бы
«читаем», то есть, расшифровываем,
значение из внешних данных и раскрываем
смысл получающегося таким образом
текста в контексте, имеющем внутренний
психологический план.

Это «чтение»
протекает бегло, поскольку в процессе
общения с окружающими у нас вырабатывается
определенный более или менее автоматически
функционирующий психологический
подтекст к их поведению». Следует
отличать восприятие человека человеком
при взаимодействии и общении от восприятия
других объектов окружающего мира.

Так
социальная перцепция это не только
активный процесс, но и процесс, побуждающий
к действию. Тогда как восприятие других
объектов окружающего мира – это процесс,
лишь активизирующий наши мышление,
волю, эмоции. И, наконец, восприятие при
межличностном взаимодействии – это
процесс действенной, гибкой и разносторонней
обратной связи, перестраивающей многие
другие психические процессы и таким
образом регулирующей поведение человека.

Каким
же образом общающиеся люди, ориентируясь
лишь на внешние

поведенческие
характеристики друг друга, формируют
представление друг о друге, о внутреннем
мире каждого?

Социальная
перцепция
– это восприятие, понимание и оценка
человека человеком.В социальной психологии
принято выделять три важных механизма
межличностного восприятия:

  • идентификацию;

  • рефлексию;

  • стереотипизацию.

Идентификация
– это
способ понимания другого человека через
осознанное или бессознательное
уподобление его характеристикам самого
субъекта.
Как видно из этого определения в ситуации
межличностного взаимодействия люди,
как правило, строят предположения о
внутреннем состоянии, намерениях, мыслях
и т.д.

другого человека на основе попытки
поставить себя на его место. При этом
отмечается связь между идентификацией
и эмпатией и аттракцией, которые тоже
выступают как один из способов понимания
другого человека. Но эмпатия все-таки
подразумевает эмоциональный отклик
(умение сопереживать), а не отождествление
себя с другим человеком.

Эмпатия
– это когнитивная осведомленность и
понимание эмоций и чувств другого
человека. Аттракция
(привлекательность) же основана на
формировании устойчивого позитивного
чувства к другому человеку.

Аттракция
как привлекательность – это характеристика
объекта, действия или человека, которые
у других людей или объектов вызывают
реакции приближения. Аттракция как
влечение – это стремление к объекту,
действию или человеку. В
этом случае понимание партнера по
общению происходит путем формирования
привязанности к нему, дружескому или
более глубокому интимно-личностному
отношению.

Однако
при общении субъекту важно не только
воспринять, понять и оценить другого
человека, но также важно и принять во
внимание как этот другой человек будет
воспринимать и понимать его самого.

Стили общения в психологии, кратко

Рефлексия
– это механизм
самопознания в процессе общения, в
основе которого лежит способность
человека представлять, как он воспринимается
партнером по общению.
С точки зрения рефлексии понять другого
означает осознать его отношение к себе
как к субъекту восприятия. В такой
интерпретации восприятие человека
человеком уподобляется удвоенному
зеркальному отражению.

Таким
образом, можно сделать вывод, что
идентификация и рефлексия в процессе
общения, скорее всего, выступают в
единстве.

Однако
в процессе межличностного общения в
социальной психологии выделяют еще
нечто специфическое – феномен
каузальной атрибуции.
Так помимо
первых впечатлений о человеке, каждый
человек склонен еще найти причину его
поведения либо во внутренних склонностях
этого человека, либо в элементах той
ситуации, в которой он оказался.

Каузальная
атрибуция или причинная интерпретация
– это причинное объяснение поступков
и чувств другого человека (стремление
к выяснению причин поведения субъекта).
Родоначальником исследований по
каузальной атрибуции является Ф.Хайдер.
Он первый проанализировал проблему
каузальной атрибуции и дал систематическое
описание различных схем, которыми
пользуется человек при построении
причинного объяснения поведения другого
человека.

Этой же проблемой занимались
и другие исследователи – Э.Джонс, К.Дэвис
и Г.Келли. Почему мой коллега вдруг
продвинулся вверх по служебной лестнице?
Почему меня отстранили от участия в
конференции? Почему подруга, с которой
поссорилась, вдруг заговорила со мной,
как будто ничего не было? Почему это
несчастье случилось именно со мной?

  1. люди
    с личностной атрибуцией, как правило,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector