Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети фото

«Играть для меня — самое естественное занятие»

Помню себя только актрисой! Я очень рано начала играть, и для меня это было самое естественное занятие. Однажды, мне тогда было лет десять, случайно услышала, как бабушка поделилась с соседкой, мол, по большой удаче достала бутылку каустиката, но надо подальше спрятать от детей, чтобы случайно не схватили «отраву».

«Немоляева, что с тобой? Что случилось?» На что я отвечала трагическим голосом: «Умираю… Я выпила бутылку каустика». Меня моментально принялись откачивать, заставили выпить бог знает сколько воды, так что получается, сама себе навредила. Но желание произвести впечатление, желание играть было сильнее (смеется).

Всю жизнь мечтала о сцене. В детстве пересмотрела почти весь репертуар Театра имени Маяковского, актером которого еще до Великой Отечественной войны был брат отца, Константин Викторович Немоляев. Как и большинство абитуриентов, пробовалась во все столичные театральные вузы. Волновалась ужасно, и даже со всем юношеским максимализмом пригрозила бабушке, что если не поступлю, то им придется искать мой труп в Москве-реке.

За время учебы мои учителя дали много бесценных знаний и советов, но одному следую всю жизнь. Вторым педагогом на курсе был выпускник школы-студии МХАТ Виктор Иванович Коршунов, позже ставший директором Малого театра, который после выпуска сказал мне: «Света, тебе нужно привести себя в порядок. Худей!

Если будешь в таком виде, то ограничишь себя в репертуаре, а ведь ты можешь играть все!» Я же всегда была девушка с формами. Посмотрите фильм «Евгений Онегин», в котором я снялась еще в институте, моя Ольга Ларина — кровь с молоком (смеется). Худела сложно, не год и не два, были срывы, но потом взяла на вооружение постулат одной известной польской актрисы: «Я ничего не ем! Я пробую».

Фильмография

Анастасии Немоляевой еще не было и 11 лет, когда девочку первый раз позвали сниматься в кино. Это была семейная комедия «Старый Новый год», где Настя сыграла школьницу Лизу Себейкину. Партнерами девочки по рабочей площадке стали звезды советского кинематографа и театра Вячеслав Невинный, Александр Калягин, Ирина Мирошниченко, Петр Щербаков, Георгий Бурков.

Анастасия Немоляева в фильме «Старый Новый год»
Анастасия Немоляева в фильме «Старый Новый год»

В этом же году Настя снялась в драме «Три года», над которой трудились режиссеры Дмитрий Долинин и Станислав Любшин. В основу сюжета фильма легла повесть Антона Чехова о любви немолодого человека Лаптева (Станислав Любшин) к девушке Юлии (Светлана Смирнова). Юная Немоляева предстала перед зрителями в роли девочки Сашеньки.

Опыт удался, и еще до совершеннолетия юная актриса поучаствовала в создании биографической истории «Нас венчали не в церкви». В мелодраме речь пошла о фиктивном браке дочери священника Ларисы (Наталья Вавилова) и революционера-народовольца Сергея Синегуба (Александр Галибин), между которыми вспыхивает истинное чувство. Анастасия получила эпизодическую роль играющего во дворе подростка.

Анастасия Немоляева в фильме «Дайте нам мужчин!»
Анастасия Немоляева в фильме «Дайте нам мужчин!»

В 1985 году девушка снялась в роли пионервожатой в детском музыкальном фильме «Дайте нам мужчин!». В фильме раскрывается проблема нехватки мужских кадров в советской школе. Все, начиная от первоклассников, заканчивая директором образовательного учреждения, борются за то, чтобы пионервожатый Игорь (Борис Шувалов) поступал в педагогический институт, а не в театральный.

Самой известной работой Анастасии в тот период оказалась социальная трагикомедия Карена Шахназарова «Курьер», которая и принесла девушке всероссийскую известность. Немоляева сыграла профессорскую дочку Катю Кузнецову, которая становится подругой юного бунтаря Ивана (Федор Дунаевский). Интересно, что Настя и Федор учились вместе в одном классе, и фото юноши актриса по собственной инициативе принесла на «Мосфильм».

Анастасия Немоляева в фильме «Курьер»
Анастасия Немоляева в фильме «Курьер»

В студенческом возрасте Немоляева продолжает принимать предложения режиссеров. В трагикомедии «Время летать», которая вышла на экраны в 1987 году, артистка получила роль стюардессы, и тут же, в экранизации «Следопыта» по книге Фенимора Купера, перевоплотилась в героиню Мейбл. В приключенческой ленте последнюю роль в своей жизни сыграл Андрей Миронов.

Анастасия Немоляева с годами превратилась в красавицу с модельной внешностью и роскошными волосами (рост актрисы – 172 см), поэтому девушка легко прошла пробы в драму Петра Тодоровского «Интердевочка» на роль Ляльки, медсестры, которая находит себе богатого спонсора — иностранца.

Анастасия Немоляева в фильме «Жена для метрдотеля»
Анастасия Немоляева в фильме «Жена для метрдотеля»

Фильм также стал рейтинговым проектом – в течение года киноленту посмотрели 41 миллион человек. Такую популярность фильму обеспечили актуальная тема, сюжет, музыкальное сопровождение и, конечно, актерский ансамбль. В главных ролях снялись Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Зиновий Гердт.

Не менее успешной получилась и новая версия этого фильма под названием «Жена для метрдотеля», но теперь главный образ на экране воплотила Анастасия Немоляева. Героиня Даша становится возлюбленной, а затем и женой метрдотеля (Владимир Еремин), который живет делами криминального мира и требует от близких одного – не вмешиваться. Но Даша не слушает супруга, в результате чего семья распадается. Девушка уезжает в родительский дом и становится валютной проституткой.

Анастасия Немоляева в фильме «Танец живота»
Анастасия Немоляева в фильме «Танец живота»

В начале 90-х Анастасия Немоляева успела поработать в ряде проектов. В роли медсестры девушка появилась в драме «Цареубийца», где главных героев исполнили Олег Янковский и Малкольм МакДауэлл. Режиссером киноленты стал Карен Шахназаров. С участием Анастасии Немоляевой вышел приключенческий фильм «Сны о России», который снимался советскими и японскими кинематографистами.

Новый этап в кинематографической биографии актрисы начался спустя 10 лет. В фильме о войне «Перегон» режиссера Александра Рогожкина актриса сотрудничала с Алексеем Серебряковым и Даниилом Страховым. Затем последовали ода женскому одиночеству «Танец живота» и мелодрама «Русская рулетка. Женский вариант».

Анастасия Немоляева в фильме «Русская рулетка. Женский вариант»
Анастасия Немоляева в фильме «Русская рулетка. Женский вариант»

В 2009 году актриса сыграла в военной драме «Переправа» о молодых необстрелянных солдатах, которые попадают в окружение и выбирают путь самопожертвования. В фильме актриса исполнила роль супруги главного героя Васьки (Александр Чмелев).

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Последней работой Анастасии в кинематографе стала роль в психологическом детективе «Охотники за бриллиантами», где Немоляева сыграла жену следователя Шахова (Алексей Серебряков).

  • 1980 – «Старый Новый год»
  • 1982 – «Нас венчали не в церкви»
  • 1986 – «Курьер»
  • 1987 – «Время летать»
  • 1987 – «Следопыт»
  • 1989 – «Интердевочка»
  • 1991 – «Жена для метрдотеля»
  • 1991 – «Цареубийца»
  • 1992 – «Сны о России»
  • 1995 – «Мещерские»
  • 2006 – «Перегон»
  • 2007 – «Танец живота»
  • 2009 – «Переправа»
  • 2011 – «Охотники за бриллиантами»

«Все решил случай»

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Светлана Немоляева в роли Ольги Рыжовой в фильме «Служебный роман» (1977)

Можно сказать, что актерско-режиссерская династия Немоляевых появилась на свет благодаря Всеволоду Мейерхольду. Мой папа Владимир Викторович Немоляев, окончив Ломоносовский техникум, бывшее Императорское Комиссаровское училище, получил распределение на работу в ГУМ, бухгалтером. Он вырос в мещанской, старообрядческой и очень ортодоксальной семье, уклад жизни в которой никак не предполагал работу в сфере искусства. Но как часто бывает, в жизнь простого клерка Володи Немоляева вмешался случай.

Однажды в знаменитые Верхние торговые ряды за покупками пришла респектабельная супружеская пара. По распоряжению начальства отец был отрекомендован в помощь важным покупателям. На прощанье, гость не просто поблагодарил шустрого и обаятельного юношу, а пригласил в театр: дал контрамарку на десять спектаклей по выбору.

И подписался — Всеволод Мейерхольд. Папа, который до этого момента никогда не был в театре, заинтересовался и пошел. И «погиб»! Посмотрел весь репертуар. Всех театров Москвы! Настолько влюбился в театр, что поступил во ВГИК, на актерско-режиссерское отделение, став одним из первых выпускников института.

Учился в мастерской Всеволода Пудовкина, который прочил большое будущее молодому режиссеру. Увы! Профессиональная судьба отца получилась не очень счастливой: по своему дарованию, как мне кажется, он мог бы сделать больше. Это сегодня его фильмы называют золотым фондом российского кинематографа, а в то время его больше ругали, чем хвалили. За формализм, за отсутствие идеологии…

Родители всю жизнь проработали на «Мосфильме», мама Валентина Львовна Ладыгина была звукооператором. Конечно же, они общались со многими нашими великими мастерами кино. Когда в 1943 году вернулись в Москву из эвакуации, работы у родителей не было, жилось трудно. Советский кинорежиссер, основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев очень хорошо относился к отцу и, когда мог, помогал.

Например, пригласил вторым режиссером на свою знаменитую картину «В шесть часов вечера после войны». Так мы всей большой семьей отправились в Подмосковье, в экспедицию. Жили в настоящей землянке! Мама всю жизнь была в замечательных отношениях с Мариной Алексеевной Ладыниной. Они постоянно общались, перезванивались до самого последнего дня.

В нашем доме на Плющихе бывали Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Всеволод Пудовкин… Помню, Всеволод Илларионович, живший неподалеку, часто захаживал в гости и просил: «Валя, дай мне чего-нибудь поесть! Борщ есть?» Его супруга Анна Николаевна Земцова, актриса (экранный псевдоним Анна Ли, сыграла главную героиню в фильме «Шахматная горячка». — Прим. ред.

) была, как сегодня принято говорить, светской львицей и очень следила за собой, держала диету, а Пудовкин любил простую еду. Так что лауреата трех Сталинских премий я помню в связи с борщом (смеется). Вообще мама и бабушка, Вера Алексеевна Мандрыка, потрясающе вкусно готовили. Сколько прошло лет и в каких бы шикарных ресторанах я ни бывала, никогда не ела такой вкусноты, как бабушкины картофельные котлеты с грибным соусом!

Актриса Светлана Немоляева — биография, фото в молодости, личная жизнь, дети

Личная жизнь актрисы налажена. У Анастасии Немоляевой счастливая семья. Муж Вениамин Скальник (по японскому паспорту Цутому Исидзима) по профессии режиссер, но ему довелось поработать и переводчиком японского языка, так как Вениамин имеет корни в Стране восходящего солнца и сам наполовину японец.

Анастасия Немоляева с мужем
Анастасия Немоляева с мужем

В браке родилось трое детей. Что интересно, все – дочери. Девочки имеют русские имена София, Ефросинья и Евдокия, но японскую фамилию Исидзима. У них, как и у отца, двойное гражданство.

Светлана Немоляева — одна из тех актрис, которая создала множество запоминающихся ролей в фильмах, ставших классикой советского кино, и продолжает и сегодня радовать зрителей своими театральными работами.

В то же время она является образцом жены и матери, и ее роман длиною в жизнь с супругом — Александром Лазаревым — является предметом восхищения для всех, кто знает, как трудно обычно ужиться вместе творческим людям, добившимся профессиональных высот.

Тем не менее многим неизвестны подробности детства актрисы и то, в какой семье родилась Немоляева Светлана, биография которой представлена в этой статье.

Родители

Светлана Немоляева (биография, личная жизнь рассмотрены ниже) родилась в Москве 18 апреля 1937 года в творческой семье.

Отец будущей актрисы — Владимир Викторович — происходил из известного старообрядческого рода, о чем свидетельствует и его фамилия, означающая «не так молящиеся». В.

Что касается матери Светланы Владимировны, то Валентина Львовна Ладынина проработала долгие годы звукооператором. Причем многие и не догадывались, что ее предки были из старинного украинского дворянского рода, о чем имеется соответствующая запись в «Золотой книге Мазепы».

Детство

Отношение к кино имели и другие родственники Немоляевой. В частности, брат отца — Константин — был довольно успешным столичным актером. По словам, самой Светланы Немоляевой, именно дядя зародил в ней любовь к сцене, хотя и до этого она с братом иногда снималась в массовке у отца и была не понаслышке знакома с трудом лицедеев.

Константин Викторович нередко брал племянницу с собой на спектакли, а в 1945 году помог Свете, которой на тот момент было всего 8 лет, дебютировать в фильме «Близнецы».

Кроме того, уже в пятом классе девочка стала сама ставить пьесы месте с подружками-одноклассницами, а также сыграла мужскую роль Осипа в гоголевском «Ревизоре».

К моменту окончания школы за плечами девушки было уже несколько удачных ролей в кино. Кроме того, она не собиралась нарушать семейную традицию и отправилась поступать в Школу-студию при МХАТе, чтобы стать профессиональной актрисой.

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Когда Света уже прошла на третий тур вступительных испытаний, она узнала, что в училище им. Щепкина набирает курс режиссер Л. А. Волков, и отнесла туда свои документы.

Кроме того, на четвертом курсе Светлана Немоляева (биография в молодости и в зрелые годы содержит множество сведений о творческих успехах) снялась в фильме-опере «Евгений Онегин», в котором девушка сыграла роль Ольги Лариной, также вызвавшей бурю восхищения у зрителей.

Работа в театре

Последующие девять лет своей жизни актриса Светлана Немоляева, биография которой часто была предметом зависти коллег, отдала только театру им. Маяковского. Туда она пришла сразу же после получения диплома, практически одновременно с выпускником школы-студии МХАТ Александром Лазаревым.

Дебют в театре Светланы Немоляевой состоялся в «Гамлете», в котором ей доверили роль Офелии. Работа оказалась удачной, и спектакль шел более восьми лет. Кроме того, она создала еще около десятка интересных образов, заслужив признание зрителей в качестве великолепной драматической актрисы.

Возвращение в кино

Первым фильмом, в котором Немоляева Светлана (биография в молодости представлена выше) снялась после длительного перерыва, стала лента под названием «Короткие встречи», в которой ее партнерами были Нина Русланова, Владимир Высоцкий и Кира Муратова.

Особенно значимыми для карьеры актрисы в кино были 70-е годы, ознаменовавшиеся ее сотрудничеством с Эльдаром Рязановым. В частности, именно этот режиссер подарил Светлане Немоляевой ее самую известную роль в своей картине «Служебный роман», которая сделала ее настоящей звездой советского кино и помогла завоевать сердца миллионов зрителей во всех уголках СССР.

Еще через два года актрису стали ассоциировать с ее новой героиней — женой Гуськова, которую она сыграла в комедии «Гараж». Эти образы как нельзя лучше подходили Немоляевой, которая и в жизни отличается большой эмоциональностью, добротой и трогательной незащищенностью.

1980-е годы

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Светлана Немоляева (биография, личная жизнь и другая интересная информация о актрисе никогда не была секретом для зрителей) особенно много снималась в кино в восьмидесятые годы.

Шутка ли, в указанный период она сыграла в 19 кинокартинах, получив незадолго до этого звание Народной артистки РСФСР! Среди лучших работ актрисы данного периода следующие: «Все наоборот», «Тайна черных дроздов», «Дядюшкин сон», «По главной улице с оркестром» и некоторые другие.

Запомнилась зрителям и ее очередная роль в картине Эльдара Рязанова — мадам Зизи в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».

После распада СССР

Даже 90-е годы, которые для многих вполне успешных актеров и актрис стали настоящей трагедией из-за отсутствия ролей, не оказались периодом застоя в творческой карьере, которую всю жизнь по кирпичику выстраивала Немоляева Светлана (биография до 1989 года представлена выше). В частности, в 1991-м зритель увидел новую работу Эльдара Рязанова, в которой она сыграла Аглаю Свидерскую — жену предводителя бомжей, образ которого на экране создал Валентин Гафт.

Другие картины этого периода носили коммерческую направленность и были несколько ниже уровнем, чем фильмы, в которых до этого снималась Немоляева, однако ее актерская работа продолжала оставаться на прежней высоте.

2000-е

Светлана Немоляева, биография которой — это сплошной перечень творческих достижений, много снималась и в первое десятилетие нового века.

В числе наиболее интересных работ актрисы можно отметить нашумевший фильм «Дом без адреса», где она успешно воплотила образ умершей матери героини.

На ее счету также участие в съемках нескольких сериалов, которые демонстрировались по многим телеканалам.

В настоящее время

И сегодня Светлана Немоляева (биография, семья, дети и внуки актрисы всегда были в центре внимания прессы) не может пожаловаться на отсутствие ролей и творческих предложений.

Достаточно сказать, что, несмотря на возраст (трудно поверить, но актрисе скоро исполнится 80 лет!), ее активно приглашают принять участие в работе над фильмами, в том числе довольно интересными.

В частности, за последние несколько лет она сыграла роли в сериалах «Ласточкино гнездо», «Собачья работа», «Зоя», а также в полнометражных кинокартинах «День учителя», «Поцелуй сквозь стену» и некоторых других.

Как уже было сказано, в жизни актрисы был только один мужчина — ее супруг, известный актер Александр Лазарев. Познакомившись сразу же после поступления в театр им.

Маяковского, они поняли, что хотят быть вместе, и, официально оформив свои отношения в 1960 году, прожили душа в душу больше пятидесяти лет.

Через 7 лет после начала этого трогательного романа родился единственный сын пары, названный Александром в честь отца.

Будучи обладателем исключительно импозантной, аристократической внешности, он всегда был нарасхват у режиссеров, и сыграл в более чем 50 картинах.

В числе самых известных работ артиста в кино можно отметить одну из его первых ролей командира партизанского отряда в картине «Вызываем огонь на себя», Петра Первого в киносаге о Демидовых, Романа в «Не сошлись характерами» и др.

Умер актер в 2011 году после непродолжительной болезни. Его уход стал настоящей трагедией для супруги и сына, которые долго и тяжело переживали.

Единственный продолжатель театральной династии Лазаревых-Немоляевых — сын Александр — давно уже не менее известен, чем его звездные родители. В его фильмографии на данный момент более 60 больших и малых ролей, в том числе известных исторических особ, с созданием образов которых он справляется с непревзойденным мастерством, унаследованным от отца.

В некоторых фильмах Лазареву-младшему удалось сыграть с родителями. Больших успехов артист добился и на театральных подмостках. Достаточно сказать, что он является одним из ведущих актеров известного театра «Ленком», играет главные роли во многих наиболее успешных спектаклях, которые идут при неизменных аншлагах.

У Александра Лазарева-младшего двое детей. Внуков Светланы Немоляевой зовут Полина и Сергей. Возможно, они когда-нибудь захотят продолжить театральную карьеру бабушки, дедушки и папы.

Награды

Не только зрители, но и власть имущие всегда по достоинству оценивали творческие достижения и заслуги, которые имеет перед отечественным искусством Светлана Немоляева. Биография (личная жизнь актрисы рассмотрена выше) содержит информацию о получении ею следующих наград и званий:

  • Заслуженная артистка РСФСР (1973 г.).
  • Орден Почета (1998 г.).
  • Народная артистка РСФСР (1980 г.).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени (2007 г.).
  • Премия «Звезда Театрала» (2012 г.).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени (2012 г.).

«Хочу волноваться и хочу волновать»

Светлана Немоляева

Порой происходит мистическая вещь: актер проигрывает свою судьбу. Пророческих ролей у меня не случилось, но однажды на репетиции спектакля по пьесе Роберта Болта «Да здравствует королева, виват!», в котором я играла Елизавету Тюдор, промелькнула мысль, что в чем-то могу повторить ее внутренние проявления, притом что моя судьба никак не схожа с королевской.

Первоначально обе роли — Марию Тюдор и Елизавету — играла Татьяна Доронина. Это была потрясающая работа, и спектакль стал ярким событием в театральной Москве! Гончаров (Андрей Гончаров — художественный руководитель и режиссер Театра им. Вл. Маяковского. — Прим. ред.) применил удивительный режиссерский ход — «двойник», задействовав одну актрису на две роли, чтобы максимально остро показать две ипостаси власти, когда одна кладет свою жизнь на алтарь ради государства, а другая — ради чувства.

У Гончарова всегда было особое видение, с которым рождаются великие мастера. Тебе кажется, что ухватил зерно роли, а Андрей Александрович начинает кричать: «Нет, совсем не так!» И ставит все с ног на голову! И когда вдумываешься в его мысль, вдруг понимаешь, что это единственно правильное решение. В спектакле Сергея Яшина «Смех лангусты» я играла Сару Бернар.

Анастасия Немоляева сейчас

Сейчас Анастасия Немоляева отдает все силы художественному творчеству. Супруги создали собственное предприятие. Вениамин занимается изготовлением изысканных предметов интерьера, а Анастасия – росписью мебели. Личная квартира больше напоминает музей искусства, так как наполнена красивейшими предметами ручной работы. Фото интерьера квартиры Немоляевой размещаются в журналах, посвященных новинкам в сфере дизайна.

Анастасия Немоляева
Анастасия Немоляева

Кроме того, актриса изготавливает кукол, предметы интерьера, панно и другие украшения из стекла и дерева. Ателье Анастасии, где актриса работает над собственными проектами, носит название «Студия Анастасии Немоляевой», а у супруга называется «Мастерская Вениамина Скальника». Работы Немоляевой выставляются во многих мировых галереях, а также приобретаются коллекционерами и ценителями из многих стран.

«Борьба с самим с собой не всем нам свойственна»

Долго не могла себе объяснить, чем меня удивляет Миндаугас Карбаускис (художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского. — Прим. ред.), хотя с первых репетиций «Талантов и поклонников» интуитивно почувствовала, что это режиссер, который всегда знает, как и что будет делать. И еще я ему очень благодарна.

Актеры за всю жизнь обрастают штампами, у нас много всего, к чему мы привыкли и пользуемся, совершенно забыв, что зрители тоже все это знают и видят. Но борьба с самим с собой не всем нам свойственна, вот Миндаугас и начал со мной «бороться» — счищал «наросты». Я не стала ему противостоять и смею надеяться, что лишь выиграла от этого, раз в итоге моя работа отмечена профессиональными наградами и любовью зрителей.

Посмотрите, Домна Пантелеевна изначально написана Островским простецкой, разбитной бабенкой. Положа руку на сердце сыграть ее — это проторенная дорожка для меня, «два прихлопа, три притопа». Но Карбаускис заставил идти в глубину персонажа: «Читайте внимательно, какая отправная точка Домны Пантелеевны?

Вот в спектакле «Кант» у нас с Карбаускисом развернулась настоящая борьба (смеется). Если в «Талантах и поклонниках» мы репетировали душа в душу, он вел себя со мной деликатно и терпеливо, то в «Канте» несколько раз был по-настоящему суров. Но я закаленная с Андреем Александровичем Гончаровым вытерпела (смеется)!

Роль монахини для меня совсем новая, как по внутренним проявлениям, так и по внешним. Это персонаж, у которого все вкладывается в сдержанную одержимость. Однажды Карбаускис меня рассмешил. Я утешала молодую актрису, которая расстроилась после его замечаний, говорила, что надо потерпеть, ведь я же терпела, когда режиссеру не нравилось, а потом все наладилось.

«Прекрати мотать ногой!»

«Я не могу быть половиной девятого. Не женщина, а «который час»! Вы должны завоевать мир», — эти слова говорила своему мужу королева Горжетта в фильме «Ослиная шкура» Надежды Кошеверовой. Недавно картину показывали по телевизору, и, увидев свой монолог, я удивилась, как это я справилась с таким текстом, такими эмоциями, характером… Даже похвалила себя (смеется).

Актриса Анастасия Немоляева

Мы с мужем, Александром Сергеевичем Лазаревым, не стремились завоевывать мир. Пятьдесят один год у нас был свой мир — один на двоих, и никогда не было никакого соперничества. Когда стали много играть вместе, то часто подсказывали друг другу, помогали, но делали это своеобразно: не жалели, говорили все как есть, особенно Саша.

«Круг», «Плоды просвещения», «Женитьба», «Братья Карамазовы», «Ревизор»… Как все это можно бросить? За кулисами вырос сын, мы и в школу его отдали с тем расчетом, чтобы он делал уроки в моей гримерной. «Боевое крещение» Шурика на театральных подмостках тоже состоялось на этой сцене, в 1979 году. Работали над спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» — и для роли Федора Лямина нужен был мальчик. Тогда Гончаров сказал: «Дайте мне Шурика». И мы дали (смеется).

Что сын станет актером, я поняла сразу. Саша еще как-то сомневался, надеялся, что он выберет другую специальность, например археолога. Но когда Шурка стал готовиться к поступлению в вуз, выбирая между «моей» Щепкой и Школой-студией при МХАТе отца, а Саша ему помогал, то, увидев их занятия, ни минуты не сомневалась: сын имеет право, это его дело. Так и получилось.

«Начнутся эти мучительные пробы, и я опять не справлюсь»

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Моя фильмография открывается в 1944 году фильмом «Близнецы». Я попала на картину благодаря маме, которая работала на «Мосфильме». Удивительно, но тогда кино меня мало занимало. В то время по Ленинградскому проспекту ходил двухэтажный троллейбус — мечта жизни! Все счастье съемок для меня заключалось в том, чтобы проехаться на втором этаже (смеется).

Кино в мою профессиональную жизнь пришло поздно, но зато какие это были роли! Бесценный подарок судьбы — встреча с Эльдаром Рязановым. Эльдару Александровичу настолько понравилось, что я делала в спектакле по его пьесе «Родственники», что после премьеры он назвал меня «Чаплин в юбке» и пообещал снимать в своих фильмах.

Хотя до этого я уже пробовалась у него в «Иронии судьбы», на главную героиню, но с треском провалилась! Это было справедливо: сама чувствовала, что падаю в пропасть, в то время как рядом со мной блистает Андрей Мягков. У нас было восемь проб, и каждый раз он по-новому представлял своего героя, буквально парил над землей, а я… Было ощущение, что вся съемочная группа только и ждет, чтобы я поскорее ушла с площадки. Хотя при всех сомнениях и переживаниях ни в одной работе у меня не было мысли, что не смогу, и никогда не боюсь, что не получится.

Когда Рязанов начал снимать «Служебный роман», то сам позвонил и сказал, что берет меня. Я не поверила: «Нет, не возьмете. Начнутся эти мучительные пробы, и я опять не справлюсь». Но Рязанов был категоричен: «Я тебя беру без проб!» Как такое возможно? На худсовете было необходимо не просто представить актера на роль, а предложить несколько человек для каждого персонажа, однако Эльдар Александрович добился того, что смог взять всех, кого хотел: Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова, Лию Ахеджакову, Людмилу Иванову и меня.

Как часто бывает в кино, съемки начинаются с конца (смеется). В мой первый день снимали самую грустную сцену, когда Рыжова просит Самохвалова вернуть ее письма. Я стала репетировать… Эльдар Александрович это увидел, отвел меня в сторонку и сказал: «Свет, забудь о театре, тебе не надо думать о галерке, чтобы тебя там услышали и увидели.

Играть Олю Рыжову мне было понятно и легко, ведь едва ли не каждой женщине знакомо, что такое безответное чувство. Студенческая любовь, красивый парень, но не сложилось, судьба развела, и вдруг он снова возникает в жизни — принц из Швейцарии (это в те времена!), успешный и состоятельный красавец. А у нее обыденная жизнь, с авоськами, готовкой, дефицитом… И вдруг такая романтика!

Это не омут страстей, в том числе и плотских, это крик души, жажда уйти от повседневности. Я так и играла, даже не задумывалась, будут меня осуждать или нет. Можно было показать персонаж иначе, сделать крен в другую сторону: надоедливую, расчетливую, — но мы с Рязановым решили, что Рыжова — тонкая, деликатная женщина. Он видел героиню именно такой исходя из меня, поэтому и пригласил на роль.

Потом благодаря Эльдару Александровичу «Чаплин в юбке» превратился в «жену Гуськова» в фильме «Гараж» и в Аглаю из «Небес обетованных»… Жена Гуськова — это другая сторона Оли Рыжовой, но которая также беззащитна в жизни, хоть и крикунья. А вот Аглая — совершенно противоположная роль, что актеру всегда интересно.

В последнее время снимаюсь в основном в сериалах, но есть одна работа, которая, как мне кажется, заслуживает особого внимания. Рустам Хамдамов — необыкновенно одаренный режиссер и феноменальный художник, создающий фильмы при помощи удивительного и метафорического киноязыка. Судьба свела меня с Рустамом в девяностые, когда я снялась в эпизоде в его фильме «Анна Карамазофф».

Главную роль в картине исполнила французская актриса Жанна Моро, а я, по просьбе Рустама, ее дублировала. Долго отнекивалась, потому что не люблю озвучивание: всю жизнь очень близорука, плохо вижу артикуляцию на экране, так что мне и у себя-то сложно «попасть в губы», что уж говорить о других актерах, да еще на чужом языке.

Мой труд не остался незамеченным. Два года назад я получила он него фантастическое предложение. Это трагическая притча, в которой фрейлина, то есть я, рассказывает королю сказку, и сказка оживает. Рустам просил: «Скажите, проквакайте, как лягушка, как Бетт Дэвис». И я старалась изо всех сил. Пока видела только рабочий материал.

Что сказать… Мы смотрели его вместе с братом (Николай Немоляев — известный кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР. — Прим. ред.). Коля сам большой мастер, он снимал такие фильмы, как «Обыкновенное чудо», «Не стреляйте в белых лебедей», «Тайна черных дроздов», «Покровские ворота», после просмотра был восхищен. Зная все секреты профессии, сказал: «Я не понимаю, как это снято». Зрелище действительно получилось завораживающим!

На меня всегда производит впечатление то, что может удивить, озадачить или навести на размышление. История и ее подача может быть какая угодно, но если написано талантливо, если автор над вымыслом «слезами обливается», то это обязательно тронет читателя. Каким бы ни был человек, он все равно испытывает всю гамму чувств — от любви до ненависти.

Как говорил Николай Павлович Охлопков: «В человеке сидит двенадцать молодцов». И нам никуда не деться от этого! Потому, когда автором угадан «больной» момент, угадан режиссером и актерами, тогда и зритель испытывает катарсис, за которым приходит в театр или в кино. И приходит напряженно следить за действием, участвуя в происходящем, а не просто провести время, расслабленно откинувшись на спинку кресла.

Светлана Немоляева биография личная жизнь семья муж дети  фото

Беседовала Елизавета Пивоварова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector