Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2018-2019 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2018-2019 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС. Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения. Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%. С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Удалось выработать согласованный вариант поправок в законопроект, которые, с одной стороны, обеспечивают возможность получения образования и обучения родным языкам и государственным языкам республик в рамках образовательной программы, а с другой стороны, закрепляют право выбора языка за учащимися и их родителями.

На рабочем заседании группы было принято решение, что законопроект будет принят в первом чтении. Однако в постановлении Госдумы необходимо зафиксировать направление его доработки.

Не пропустите:   Триместры в школе в 2018-2019 учебном году: каникулы

• Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ

образовательной организации, характеризующий систему

организации образовательной деятельности

• Рабочая программа – это учебная программа, разработанная

педагогом на основе Примерной основной образовательной

программы для конкретной образовательной организации и

определённого класса, имеющая изменения и дополнения в

содержании, последовательности изучения тем, количестве часов,

использовании организационных форм обучения и т.п.

•Шаг 1. Изучить нормативную базу

• Федеральный закон «Об образовании в РФ»

• Концепция преподавания учебного предмета «Технология»

• Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (далее – ФГОС ООО)

• Примерная основная образовательная программа

основного общего образования (далее – ПООП ООО)

• Образовательная программа образовательной организации

• Письмо Минобрнауки России «О рабочих программах

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

учебных предметов» от 28.10.2015 г. № 08-1786

• Концепция … представляет собой систему взглядов на основные

проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления

развития предметной области «Технология»

технологического

образования

технологической грамотности, критического

мышления, глобальных компетенций.

формирование

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

и креативного

модернизация содержания, методик и технологий преподавания

предметной

области

«Технология»,

материальнотехнического и кадрового обеспечения …; изучение элементов

традиционных,

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

наиболее

перспективных

технологических направлений …

изменение статуса предметной области «Технология» в

соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи

фундаментального знания с преобразующей деятельностью

человека …

формирование у обучающихся

исследовательской деятельности …

культуры

проектной

создание

системы

преемственного

технологического

образования на всех уровнях общего образования

Три ключевых направления

современные и

традиционные технологии

трудовое воспитание

профессиональные пробы

… на каждом из уровней образования соответствующим

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

образом и преемственно должны быть представлены

следующие технологии: цифровые технологии, … технологии

здоровьесбережения, природоподобные технологии, …

ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения

предметной области «Технология» является проектная

деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до

внедрения результата»

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

… целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет

«Технология»; при этом учитель информатики может

обеспечивать … преподавание ИКТ в предметной области

«Технология» …

оценивание результатов проектной деятельности с участием в

этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

целью популяризации технологического образования

необходимо

использовать

ресурсы

организаций

дополнительного образования, центров технологической

поддержки образования, детских технопарков (включая

«Кванториумы», ЦМИТы, Фаблабы), специализированных

центров компетенций (включая Ворлдскиллс), …

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

• В соответствии с ФГОС рабочие

программы учебных предметов, курсов

являются обязательным компонентом

содержательного раздела основной

образовательной

программы

образовательной организации.

Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

• Рабочие программы разрабатываются

на основе требований к результатам

освоения основной образовательной

программы и должны обеспечивать

достижение планируемых результатов

программы.

В соответствии с письмом Минобрнауки

России рабочая программа должна

содержать

В соответствии с ФГОС рабочая

программа должна содержать

пояснительную записку

общую характеристику учебного предмета;

описание места учебного предмета в

учебном плане

учебном плане

личностные,

метапредметные

предметные

результаты

освоения

конкретного учебного предмета;

Планируемые

результаты

освоения

учебного предмета «Технология» ……………….

Суть нововведений 2019 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2018-2019 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.
  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

Не пропустите:   Экзамены в 9 классе в 2019 году: изменения, обязательные предметы

Структура программы в 2018-2019 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.
  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.
  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

ПООП

Образовательная

программа

П.9. «ПООП разрабатываются … на основе ФГОС…»

П.10. «ПООП включаются по результатам

экспертизы в реестр ПООП, являющейся

государственной информационной системой»

П.7. «Организации, осуществляющие

образовательную деятельность …, разрабатывают

образовательные программы в соответствии с

ФГОС и с учётом соответствующих ПООП»

РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Самоопределение

Регулятивные

Основы системы научных знаний

Внутренняя позиция школьника

Самоидентификация

Самоуважение и самооценка

Смыслообразование

Мотивация (учебная и социальная)

Ценностная и моральноэтическая ориентация

Ориентация на выполнение

морально-нравственных норм

Способность к решению

моральных проблем на основе

децентрации

Оценка своих поступков

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль и коррекция

Оценка

Познавательные

Работа с информацией

Работа с учебными моделями

Использование знаковосимволических средств

Выполнение логических операций

Определение границ собственного

знания и незнания

Коммуникативные

Речевая деятельность

Навыки сотрудничества

https://www.youtube.com/watch?v=pEYGLCQwe68

Опыт предметной деятельности по

получению, преобразованию и

применению нового знания

• Примерная программа – документ,

рекомендательного характера, который

детально раскрывает обязательную

часть содержания обучения и параметры

качества усвоения учебного материала

по конкретному предмету учебного

плана.

Содержательные блоки предметной

области «Технология»

• Современные материальные,

информационные и гуманитарные

технологии и перспективы их развития

• Формирование технологической культуры

и проектно-технологического мышления

обучающихся

• Построение образовательных траекторий

и планов в области профессионального

самоопределения

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП)

Рабочие программы учебных

предметов

Авторские программы

учебных предметов

входят в состав образовательной

программы образовательной организации

(далее – ОП ОО)

образовательной

программы

программы.

содержать

учебном плане

учебном плане

личностные,

метапредметные

предметные

результаты

освоения

Планируемые

результаты

освоения

РРРРРРРРР,

содержание учебного предмета

Содержание учебной программы

тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

описание

учебно-методического

материально-технического обеспечения

описание

материально-технического

планируемые

результаты

учебного предмета

изучения

предметов,

разработанные в

соответствии

с требованиями

ФГОС и с учётом ПООП, также могут

рассматриваться

как рабочие

программы учебных предметов.

• Решение о возможности их

использования в

структуре

основной

образовательной

программы принимается на уровне

образовательной организации

Рабочие программы (по учебным предметам)

Примерные основные образовательные программы

ПООП ДО

ПООП НОО

ПООП ООО

ПООП СОО

Федеральные государственные образовательные стандарты

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Концепция преподавания учебного предмета «Технология»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Конституция Российской Федерации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector