Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Методики раннего развития детей: обзор

Каждый родитель, озабоченный будущим своего чада, изучает этот вопрос. Сегодня существует множество комплексных упражнений для самостоятельных занятий с малышом и еще несколько сотен кружков и дополнительных занятий для детей от года. Для начала рассмотрим основные системы раннего развития, разработанные психологами и педагогами прошлых поколений.

Ребенок Монтессори – это свободная от ограничений личность. Развитие детей по данной методике предполагает самостоятельный выбор занятий. Здесь нет определенного времени для игр и нет обязательных заданий. Рабочая площадь делится на несколько зон, каждая из которых развивает определенные навыки. Ребенок сам находит для себя интересное. Философия метода: «помоги мне сделать самому».

Для этого требуется оборудование комнату монтессори-материалами. Обычно это красочные обучающие игрушки из дерева и других приятных на ощупь материалов. Все они находятся в свободном доступе для малыша.

Занятия по системе Монтессори можно начинать с 1 года. До трех лет дети обучаются вместе с родителями. С трех до шести лет – самостоятельно.

Интересный факт! Именно Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст». Это возраст, когда ребенок наиболее расположен к освоению определенного навыка. Если пропустить момент, ребенок все равно научиться, но с большими затратами.

Преимущества: большой выбор материалов  для познания окружающего мира, освоения понятий формы, цвета, структуры.

Недостатки: подходит только вдумчивым детям, способным подолгу изучать один предмет. В методике отсутствует спонтанность, нет места ролевым играм.

Кубики Зайцева

Метод обучения чтению с двух лет. Используются кубики, таблицы и музыкальные материалы, под которые ребенок пропевает слоги. Метод Зайцева также позволяет освоить числа, сложные математические действия, в том числе работу с дробями, дородные знаки и каллиграфию. Занятия в группе начинают с 4-5 лет. Для самостоятельного обучения нет ограничений.

Преимущества: помогает детям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями освоить чтение. Музыкальные упражнения улучшают речь здоровых ребят и расширяют их словарный запас.

Недостатки: по мнению специалистов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. Дети, наученные читать по Зайцеву, не могут разобрать слово по составу, плохо справляются с фонетическим разбором в школе.

Еще один интересный факт (на основе статистики и данных филологических исследований).  Сегодня все чаще встречается проблема «не читающих» детей. Специалисты в области филологии уверены, что это прямое следствие раннего обучения. В возрасте до шести лет у ребенка отсутствует понятийно-смысловой аппарат.

Вальдорфская школа

Этот метод радикально отличается от всех систем раннего обучения детей. Здесь упор делают на развитие личности. Вальдорфская школа – это занятия музыкой, рисованием, гончарным делом, вышиванием и прочим рукоделием. Часто в садах есть живой уголок, где дети учатся ухаживать за братьями меньшими. В таких группах основное внимание уделяют психологическому состоянию ребенка и не допускают интеллектуального развития до крайне позднего возраста. Ребят не «расселяют» по возрасту. Практикуется смешанное обучение.

Нашумевшая система раннего развития детей от известного нейрохирурга Глена Домана подразумевает использование карточек с названием предметов. Изначально метод был рассчитан на детей с поражением центральной нервной системы. Позже врач предложил развивать здоровых малышей. Глен Доман написал не одну книгу по теме. Его метод предполагает последовательное обучение раннему ползанию, ходьбе, физическое совершенствование, затем интеллектуальные занятия.

Раннее развитие ребенка: хорошо или плохо?

Преимущества: идеально подходит детям с поражением ЦНС.

Недостатки: большой объем материала может привести к нервному срыву у ребенка. И снова возникает отсутствие понятийно-смыслового набора. Дети не получают знаний об объектах, а лишь заучивают слова. При этом встречаются случаи, когда ребенок не узнает аналогичный предмет/животное в быту.

Набор спортивных и развивающих упражнений. Их порядок и способ выполнения объяснять ребенку нельзя. Если он не может что-то сделать, предлагается подождать, пока он подрастет.

Метод способствует физическому развитию и закаливанию, однако совершенно не включает интеллектуальной составляющей. Нет упражнений для развития речи.

Суть раннего обучения

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Почему раннее развитие детей нам нравится?

  • Мы готовим свое чадо к такому сложному взрослому миру. Нам кажется, что чем больше мы сможем поместить в его маленькую головку, тем проще ему будет дальше.
  • Раннее обучение позволяет нам блеснуть перед знакомыми удивительными навыками ребенка, показать насколько он развит и умен. К тому же, нам льстит слоган любого кружка «мы сделаем из вашего ребенка гения».
  • Мы искренне верим, что поступаем правильно. Мы считаем, что нашему ребенку будет лучше, если он проведет за домашними занятиями больше времени.
  • Отдавая малыша в кружок, мы считаем, что социализация ему на пользу. Чем больше кружков, тем лучше. Ребенок должен быть занят!

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Чем опасно раннее развитие детей до трех лет?

Сегодня педагоги и психологи в один голос выступают против раннего обучения детей. Во многом, такие системы рассчитаны на ребят с определенными заболеваниями. Частой проблемой «через чур развитых детей» становятся нервные срывы и вытекающие их них психосоматические расстройства.

Нужно ли раннее развитие вашему ребенку, если:

  • оптимальной «компанией» для малышей до трех лет являются родители. Социализация детям младшего возраста не нужна;
  • только последовательное освоение определенных навыков является путем к гармоничному развитию ребенка;
  • познание мира через карточки и другие наглядные пособия не заменяет активное изучение окружающих предметов. Вместо того чтобы показывать ребенку собаку на картинке, заведите щенка и научите малыша заботиться о нем, как о своем друге.

Никакое обучение не должно быть в ущерб потребности в свежем воздухе и активности. Занятия с карточками могут подождать, пока вы вернетесь с прогулки.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Что говорят специалисты?

  • Лучшее времяпрепровождение для ребенка – это занятия с мамой. Никакие кружки этого не заменят. Не обязательно каждый день выдумывать что-то новое, главное, чтобы вам было интересно.
  • Любые занятия должны проходить в игровой форме. При этом не допускается опережение «возрастных» ступеней.
  • Главным и единственным критерием рационального развития ребенка является его умение играть в ролевые игры самостоятельно. Чем сложнее и продолжительнее такая игра, тем лучше развит малыш;
  • Любое развитие должно быть своевременным. Это значит, что родители должны ориентироваться на состояние своего малыша, а не на среднестатистические данные. При этом вы можете выбирать метод раннего обучения, подходящий вам.
  • Ребенку дошкольного возраста НЕ НУЖНО быть все время занятым. Современные родители считают, что количество кружков должно полностью покрывать свободное время их чада. Такой подход является прямой дорогой к нервным срывам и проблемам с психикой.
  • До трех лет ребенку нужно показывать, как играть. В дальнейшем он должен сам научиться проводить время с интересом без вмешательства посторонних. Запомните! У каждого малыша должно быть свое место для игр, где он сможет заниматься, чем хочет и сколько хочет.
  • После трех лет наступает потребность в социализации. Поэтому, если вы не водите ребенка в детский сад, подыщите интересный кружок.
  • Подготовка к школе с раннего возраста вряд ли даст вашему малышу преимущество в первых классах. К сожалению, дети, прошедшие курс обучения по методикам раннего развития практически сразу теряют интерес к обучению. Ведь они опережают сверстников во нескольким пунктам. Однако, как мы уже видели, полученные знания скорее поверхностные. Если же ребенку не будет интересно учиться в начальной школе, он не станет этого делать и в старшей.

В любом занятии должна быть мера. Развивать ребенка необходимо, но делать это нужно с умом и пониманием его возможностей и потребностей. Например, изучение букв с рождения ничего не даст, кроме лищней информации. Почему? Потому что понятия «буквы» и «цифры» — абстрактные. А малыши готовы только к изучению окружающего мира. То есть, им необходимы прикладные знания о простых вещах, которые можно потрогать и попробовать на вкус.

Хотите поместить в маленькую головку бесполезные на этом этапе изображения цифр и букв? Пожалуйста. Но для чего?

Кто-то говорит, что трехлетнего ребенка можно научить читать. Можно. Но снова возникает проблема понятийно-смыслового пробела. Что лучше сделать, если вы хотите вырастить грамотного человека? (Известно, что читающие люди, легче учатся правильно писать). Читайте своему ребенку сказки на ночь. Читайте днем, вечером, читайте сами.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Когда оптимально начинать занятия с малышом? Для каждого возраста есть свои нормы развития:

  • 6 месяцев – самое время для чтения книжек с цветными картинками. В этом возрасте нужны игрушки с разными фактурами, звучанием и цветом. Это время активного познания окружающего мира;
  • 1 год – пора активно разговаривать с ребенком. Он начинает изучать речь;
  • 2 года – формирование устной речи. Нужно знакомить ребенка с другими детьми;
  • 3 года – работа над произношением, расширение словарного запаса. Наступила пора групповых занятий. Это может быть творчество, физические упражнения, развивающие курсы для детей;
  • 4 года – оптимальный возраст для изучения иностранных языков (буквы и слова). Нужны упражнения на развитие мелкой моторики – конструкторы, мозаики.
  • 5 лет – начало обучения чтению и самостоятельности. Играйте в ролевые игры – обуть, одеть куклу, собрать игрушки и так далее.
  • 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Специалисты рекомендуют посещать подготовительные курсы при школах.

Самое важное! С ребенком нужно разговаривать. Ребенку нужно обязательно читать! 

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector