Умение слушать и слышать — психология

Избавляемся от болезни: учимся слушать

Коммуникации – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.  Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими членами общества, когда реализуются социальные отношения людей.   

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЯ

Потребность в общении – необходимость сообщить или узнать информацию, узнать собеседника. Это побуждает входить в контакт. Ориентировка  – обозначить цель общения, ситуацию общения, личность собеседника.

Планирование общения  – следует планировать содержание своего сообщения, представлять что именно вы хотите сказать. 

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Изо всех человеческих умений и навыков, умение слушать – самое трудное!!!

Специалисты психологи уверяют, что из 10 человек не умеют слушать 8 !!!  

На самом деле, в процессе восприятия речевого сообщения у слушателя (от задуманного, до высказанного) остается не более 30% информации и это потому, что до 78% информации человек воспринимает визуально.

Исследования психологов показали, что мысли плохих слушателей заняты обдумыванием СВОИХ реплик, советов, замечаний, возражений, своих аргументов, а не слушанием собеседника!   

уважение (цените желание человека высказаться); 

преамбула (установите контакт, дайте понять, что вы готовы слушать); 

нельзя подавлять своего собеседника своим авторитетом, потому что в этом случае он будет думать не о справедливости ваших суждений, а о психологической защите! 

следует контролировать свои эмоции, т.е., когда вы почувствуете раздражение или не контролируете себя, то мысленно поставьте себя на место собеседника; 

не следует всем своим видом демонстрировать пренебрежение к говорящему; 

3. активность:  следует время от времени посылать сигналы говорящему, что вы его слушаете.

ЧТО МЕШАЕТ СЛУШАТЬ?

нам мешает слушать торопливость и поспешность суждений – исследования психологов показали, что в 80% случаев слушатели внимательно слушают друг д– руга первые 1-2 минуты! (потом человек говорит себе: «все ясно, это не правильно!») 

нам мешает слушать критичность негативность мышления и восприятия (наше внимание и психология направлены на ошибки, оговорки в речи и поведении, а не на суть разговора) 

нам мешают предубеждения против говорящего  – типа: что он может сказать умного, молод ещё, некомпетентный ещё и т. д…

Умение слушать и слышать - психология

Тот, кто похитрее и пообходительнее, пытается изобразить на своем лице внимание, но его глаза и весь облик выдают отсутствие интереса к тому, что говорит другой, и нетерпеливое желание вернуться к тому, что намерен сказать сам. 

Мало кто понимает, что такое старание угодить себе — плохой способ угодить другому или убедить его и что, только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

Мы постоянно обмениваемся информацией с окружающими, и большая ее часть передается через речь.

Но всегда ли мы верно слышим то, что нам говорят? Умеем ли мы по-настоящему слушать другого? Наблюдая за беседой со стороны, можно заметить, что зачастую собеседники просто дожидаются паузы для того, чтобы начать рассказ о себе, никак не реагируя на послания со стороны партнера. Хорошая новость: навык слушания можно сознательно развить и улучшить, а вместе с тем значительно улучшить и качество общения.

Человеческое общение часто называют роскошью, и это утверждение становится все более актуальным в нашу эпоху мобильной связи и социальных сетей, когда живое общение все больше заменяется виртуальным. Процесс общения осложняется одной важной проблемой — неумением слушать друг друга.

Принято считать, что инициатива в разговоре принадлежит, в первую очередь, говорящему, но как долго продлится беседа, если собеседник вас не слушает? Действительно, на ход разговора влияет не только то, что нам говорят, но и то, как мы это слушаем. Как пишет Иствуд Атватер, мы делим с говорящим ответственность за общение. Слушание — активный процесс и требует от нас затраты усилий, поэтому мы довольно легко отключаемся от слушания, даже не всегда это осознавая.

Мы перестаем слушать по разным причинам: потому что устали, потеряли интерес, заняты своими собственными мыслями или просто ждем паузы, чтобы заговорить о своем.

Человеческое общение не сводится к простой модели «вопрос-ответ».

Каждый из нас вступает в коммуникацию, имея в своем багаже предыдущий опыт успешного и неудачного взаимодействия (в том числе и не вполне осознанный опыт детского общения со значимыми взрослыми), текущее эмоциональное состояние, набор осознанных и неосознанных убеждений и установок, определяющих нашу реакцию на собеседника, и множество других факторов. Каждый из этих моментов вносит свой вклад в процесс взаимопонимания.

Существенным коммуникативным барьером является процесс идентификации, то есть отождествления себя с собеседником.

Казалось бы, способность представить себя на месте другого должна облегчать взаимопонимание, но на самом деле, представляя себя в чужих обстоятельствах, мы не учитываем разницу в жизненном опыте, эмоциональном статусе, состоянии нервной системы, одним словом, отказываем партнеру в индивидуальности. Поэтому трижды подумайте, прежде чем произнести привычное: «А вот я бы на твоем месте…».

Многие психологические феномены обусловлены биологической целесообразностью.

Умение слушать и слышать - психология

В общении, особенно при первой встрече, мы больше всего уделяем внимания тем характеристикам собеседника, которые позволяют его классифицировать: полный — значит добрый, в очках — значит умный, с айфоном — значит хипстер. Все остальные черты просто достраиваются по определенным схемам, за которыми теряется индивидуальность собеседника.

Упражнение

Посмотреть на собеседника свежим взглядом помогает следующее упражнение, которое часто используют в ходе обучения актерскому мастерству. Постарайтесь взглянуть на своего собеседника как на инопланетянина, как будто вы совсем не представляете, что это за странный прозрачный предмет у него на лице, и почему вокруг отверстия, которым он издает звуки, нанесена субстанция красного цвета.

Чтобы действительно услышать человека, нам нужно включиться в общение не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне. Поскольку разные эмоции могут придавать одной и той же фразе совершенно разное значение, нам важно точно распознать эмоции партнера, при этом не сливаясь с ними.

Первое условие эмпатического контакта — принятие собеседника. Мы как будто начинаем общение с чистого листа, признавая, что наш партнер может быть любым, испытывать любые чувства и сообщать любые мысли, мы признаем это и не торопимся на него повлиять или как-то интерпретировать его поведение.

Конкретные советы

Если вы устали, в плохом настроении или поглощены посторонними размышлениями, то не стоит начинать серьезный разговор. Лучше попросить партнера отложить эту беседу. Однако очень важно назначить четкий срок, на который переносится обсуждение вопроса, и четко соблюсти договоренность.

Паузы также играют важную роль в разговоре. Когда вы делаете паузу перед ответом, вы не только сами собираетесь с мыслями, но и показываете собеседнику, что сказанное важно для вас, вы внимательно отнеслись к его словам и хотите найти действительно убедительный ответ, а не выпаливаете первое же, что пришло в голову. Пауза в разговоре наполняет его большим смыслом, а не обедняет его.

Чтобы сосредоточиться на сообщении собеседника, нам необходимо состояние «внутренней тишины», когда мы не погружены в свои мысли, не теряемся в потоке ассоциаций, вызванных отдельной фразой говорящего, не вспоминаем истории из своей жизни, которые хотели бы рассказать. Когда мы по-настоящему увлечены рассказом, это состояние наступает само собой. Но и в тех случаях, когда беседа не столь увлекательна мы можем развить навык внимательного слушания.

Упражнение

Для этого можно попробовать упражнение «Прислушивание». Примите удобную позу, расслабьтесь, прислушайтесь к тому, какие ощущения возникают у вас в теле, к тому, что делается в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты.

Было ли вам трудно сосредоточиться? Какие звуки вам было услышать проще всего?

Затем попробуйте произвольно переключать внимание: найдите самый тихий звук и сосредоточьтесь на нем, самый громкий, самый раздражающий, самый приятный.

Легко ли вы справились с этим упражнением? Удалось ли вам остановить «внутренний монолог» и сконцентрироваться только на звуках? Это упражнение можно выполнять и в группе, тогда полезно будет обсудить его и сравнить впечатления.

Трудности слушания

Умение слушать и слышать - психология

Поддерживать живой и насыщенный контакт с собеседником нелегко, особенно, если предмет разговора вызывает не только положительные эмоции. В таких случаях мы просто перестаем слушать собеседника и часто прибегаем к неосознанным машинальным действиям, которые помогают нам снизить тревогу, но одновременно раздражают вашего партнера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский портал
Adblock
detector